Back to top

В Перми УФАС предлагает мэрии увеличить долю бизнеса в сфере перевозок

Пермское УФАС России предлагает городской администрации увеличить долю бизнеса в сфере пассажирских перевозок

В Перми состоялось заседание общественного совета, посвященное транспортным вопросам, участие в котором приняли начальник департамента транспорта администрации Анатолий Путин, а также экс-заместитель министра транспорта Пермского края, экс-куратор транспортной реформы Александр Клебанов.

Наиболее острое обсуждение собравшихся вызвал вопрос об особенностях отбора поставщика для выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Перми по регулируемым тарифам.

По словам Анатолия Путина, контракты с предпринимателями на пассажирские перевозки по автобусным маршрутам заключаются по Закону о контрактной системе (№44-ФЗ). При этом вся полученная перевозчиками прибыль от оплаты проезда пассажирами перечисляется напрямую в муниципальный бюджет, а городские власти имеют возможность выставлять исполнителям контрактов жесткие требования к качеству услуги, независимо от маршрута и пассажиропотока, а также оперативно управлять процессом транспортного обслуживания населения (изменение расписаний, маршрутной сети, тарифное регулирование). Порядок расчета начальной максимальной цены контрактов регламентируется Приказами Минтранса России.

Вся маршрутная сеть Перми разделена на 37 лотов, что соответствует рекомендациям ФАС России. В 2020 году городская администрация провела два этапа закупок: весной в форме аукционов и осенью посредством конкурсов, чтобы сравнить два способа торгов в сфере пассажирских перевозок. В итоге второй вариант был выбран как наиболее приемлемый, поскольку позволяет оценить не только стоимостную, но и качественную составляющую участников конкурсов: квалификация, опыт работы, наличие ДТП по вине перевозчика, наличие техники для исполнения контракта.

«Закупки сопровождались большим количеством жалоб со стороны перевозчиков на критерии оценки заявок, но они в основном были признаны УФАС необоснованными. В ряде случаев по замечаниям УФАС в документацию были внесены изменения, и на этой базе мы готовим последний этап закупок. У нас осталось 20 закупок, и сейчас идет согласование условий конкурсной документации. В конце июля - начале августа мы будем готовы объявлять закупку в форме конкурса с учетом предыдущего опыта», - сообщил начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин.

В ходе обсуждения доклада представителя мэрии, члены Общественного совета высказали свои суждения о результатах транспортной реформы в Перми. В частности, президент союза «Пермская торгово-промышленная палата» Олег Жданов, представляющий интересы местного бизнеса, упрекнул организаторов аукционов и конкурсов на пассажирские перевозки в непостоянстве предъявляемых технических требований к подвижному составу, сроку его службы, что не позволяет потенциальным участникам закупок своевременно оснащать свои предприятия необходимой техникой.

«В 2020 году технические требования к подвижному составу менялись 4 раза. При этом критерии отбора исполнителя услуги были субъективными, особенно это касается срока службы транспортного средства. Кроме того, интервал между окончанием проведения конкурса и началом исполнения контракта был настолько коротким, что неподготовленные заранее участники вряд ли смогли бы закупить необходимую технику. Эти факты вызывают подозрения о том, что при проведении конкурсов создавались преимущественные условия деятельности государственным и муниципальным унитарным предприятиям, имеющим бюджетное финансирование. В результате количество хозсубъектов на рынке пассажирских перевозок за последние два года значительно сократилось, что противоречит Национальному плану развития конкуренции», - отметил президент союза «Пермская торгово-промышленная палата» Олег Жданов.

Глава городского департамента транспорта заверил, что замечания перевозчиков будут учтены при формировании конкурсной документации следующего этапа закупок. В частности, для того, чтобы участники имели достаточный запас времени на приобретение транспортных средств, соответствующих техническим требованиям, в контрактах предусмотрят льготный период до 2022 года на обновление подвижного состава, а максимальный срок службы автобусов увеличат со спорных 11 месяцев до 5 лет.  

Отдельное внимание члены Общественного совета уделили вопросу законности выделения бюджетных средств ГУПам и МУПам и адресовали его руководителю Пермского УФАС России Александру Плаксину. По словам главы пермского антимонопольного ведомства, органы самоуправления вправе предоставлять из бюджета денежные средства государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, то есть без торгов, на основании статьи 19 Закона о защите конкуренции (№135-ФЗ).

Между тем, такое положение дел антимонопольный орган не поддерживает, поэтому по инициативе ФАС России в конце 2019 года был принят Закон (№485-ФЗ), ограничивающий деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий и предусматривающий их ликвидацию на конкурентных товарных рынках к 2025 году. К этому сроку деятельность всех унитарных предприятий должна соответствовать установленным требованиям, а выручка от иной коммерческой деятельности не должна превышать 10% от совокупной выручки за год. Предприятия, в отношении которых не будут приняты решения о ликвидации или реорганизации до 2025 года, будут ликвидированы в судебном порядке по иску Федеральной антимонопольной службы. В формате унитарного предприятия в Пермском крае может быть сохранен только электротранспорт, в силу прямой нормы специального Постановления Правительства России.

В завершении своего выступления Александр Плаксин высказал рекомендации антимонопольного ведомства департаменту транспорта администрации Перми.

«Мы бы посоветовали городским властям провести общественное обсуждение спорных критериев и условий конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам с участием бизнес сообщества и органов власти до проведения следующего этапа закупок соответствующей услуги, чтобы соблюсти баланс между запросами потребителей и интересами перевозчиков. Достижение этого баланса и позволит установить честную конкуренцию в этой сфере», - заключил Александр Плаксин.

К следующему заседанию Общественный совет при Пермском УФАС России планирует  разработать проект предложений для департамента транспорта администрации города Перми в целях развития конкурентной среды при отборе участников конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным муниципальным маршрутам города Перми по регулируемым тарифам.

Кроме того, на следующем заседании Общественный совет намерен обсудить реализацию «дорожной карты» Национального плана развития конкуренции в Пермском крае, исполнение контрактов, заключенных в рамках федеральных законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ, при существенном росте цен на материалы, а также введение методики «альткотельной» при расчете тарифов в тепловом комплексе города Перми.

Дата публикации: 22.07.2021